Научное Общество
Учащихся Лоскутовской
средней школы

Учебные исследования.

Самые ценные знания не те, что получены в готовом виде, усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственного творческого исследовательского поиска.
Специалисты в области психологии мышления подметили такую особенность - умственная деятельность ученого, делающего эпохальное открытие и умственная деятельность ребенка, познающего новое, идентичны по своей внутренней "механике".
Для того, чтобы учение было интересным, обучение должно быть "проблемным", т.е. должно содержать элементы исследовательского поиска. Организовать его нужно по законам проведения научных исследований. Тогда обучение уже не репродуктивное, а творческая деятельность, тогда в нем есть все то, что способно увлечь, заинтересовать, пробудить желание познания.
Самостоятельная исследовательская работа имеет ряд принципов:
1 .Нет необходимости дублировать школу.
2. Ничто не торопит.
3. Никто не диктует чему и как учить.
Вся работа должна строиться на основе взаимосвязанных потребностей интересов и личных желаний.

Что представляет собой исследовательская работа, как вид деятельности.

В современной педагогике по степени самостоятельности выделяют три уровня реализации "исследовательского обучения".
1. Взрослый ставит проблему, сам намечает стратегию и тактику ее решения. Само решение предстоит самостоятельно найти ребенку.
2. Взрослый ставит проблему, но уже метод ее решения ребенок ищет самостоятельно.
3. Постановка проблемы, поиск методов ее решения и разработка решения осуществляется детьми самостоятельно.

Структура учебного исследования.
(этапы)

1. Выделение и постановка проблемы.
2. Поиск и предложение возможных вариантов решения.
3. Сбор материала.
4. Обобщение полученных данных.
5. Подготовка проекта.
6. Защита проекта.

Методическая задача педагога состоит в том, чтобы помочь ребенку в проведении исследований.

Как выбрать тему для исследования.

Все темы для исследовательской работы можно условно разделить на три группы:
1. Теоретические - это группа тем ориентированная на работу по изучению и обобщению фактов, материалов, содержащихся в разных источниках.
2. Эмпирические - темы, предполагающие проведение собственных наблюдений, экспериментов.
3. Фантастические - темы, ориентированные на разработку не существующих, фантастических объектов и явлений.

Выдвижение гипотезы.

Исследовательская работа - дело серьезное и не любит спешки. Надо учить детей вникать в проблему, воспитывать у них способности предлагать интересные, необычные идеи и учиться их разрабатывать. Естественно, что способы решения проблем, во многом зависят от выбранной темы.
Надо помочь детям найти все пути, ведущие к достижению цели.
Выделить среди них общепринятые, общеизвестные и нестандартные, альтернативные.
Сделать выбор, оценить эффективность каждого способа.

Сбор материала.

Главный смысл исследования - добыть знания самостоятельно. Надо помочь ребенку выбрать нужный информационный источник, научить способам добывания информации.
Подумать
Понаблюдать.
Провести эксперимент.
Сделать расчеты.
Посмотреть в книге.
Посмотреть в компьютере.
Спросить у другого.
Обратиться к специалисту.

Обобщение полученных данных.

Необходимо научить ребенка:
1. Как проанализировать материал или полученные результаты.
2. Как обобщить.
3. Как выделять главное и исключать второстепенное.

Подготовка проекта.

Проект может быть представлен в любой форме - сообщение, доклад, реферат, макет и т.д. Важно, чтобы предложенные материалы отвечали не только содержанию исследования, но и эстетическим требованиям. Нужно помочь ребенку выбрать способ предоставления результата, исходя из темы и его собственных возможностей, следует определить время, требующееся на подготовку.

Защита проекта.

Этап защиты - самый важный. Без него исследование считается не завершенным. Защита должна быть публичной. В ходе защиты ребенок учится излагать информацию, сталкивается с другими взглядами на проблему, учится доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы.

О результате.

На всех этапах работы педагог должен иметь в виду, что ожидаемый им результат - развитие творческих способностей, приобретение ребенком новых знаний, умений и навыков.

 

z
Hosted by uCoz